воскресенье, 23 апреля 2017 г.

Речевые игры и упражнения на музыкальном занятии в логопедической группе

            Содержание и смысл речевогомузицирования в получении детьми 
разнообразного личного опыта переживания музыки. Цель – развитие речевого аппарата. Уже несколько лет работая  с логопедическими группами
я обратила внимание на тенденцию увеличения количества детей с отставанием  речевого развития и пришла к выводу о необходимости включать в свою работу не только элементы логоритмики, но и речевое музицирование.
            Использование различных форм речевогомузицирования на занятиях
даёт возможность детям понять основу музыкальной речи, приобщиться к
спонтанному творчеству, самовыражению. Позволяет педагогу:  
·        Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации,
творчеству, умению фантазировать.
·        Проявлять внимание к эмоциональному миру детей, их способности к
сопереживанию
·        Воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе
·        Тренировать различные виды внимания, развивать точность и быстроту реакции, умение слушать, активно воспринимать.
 Основой в моей работе стало изучение опыта работы
  Т.Э. Тютюнниковой – её статьи на тему «Речевое музицирование», сборник речевых пьес и разработки занятий  «Речь.Музыка.Движение».
Каждое занятие я начинаю с упражнений на основе речевого музицирования.  «Обучение в действии» - необходимый принцип моих
занятий.  Упражнения для развития артикуляции предлагаю детям даже в
младшей группе (потешки, прибаутки, заклички, присказки). Опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие
детям являются прекрасной основой для речевых упражнений. Так же
стараюсь постоянно поддерживать на занятиях ощущение новизны. Добиваюсь этого обогащая зрительные, слуховые, чувственные впечатления
детей с помощью фрагментов кукольных спектаклей, демонстрации репродукций картин, использования новых предметов, игрушек, пальчиковых игр. Огромный интерес вызывает у детей возможность самос –
тоятельно создать шумовой музыкальный инструмент. Игра на самодельных
шумовых инструментах активизирует творческое воображение детей, делает
занятие ярким и запоминающимся.
            С накопление у детей опыта и знаний их творчество становиться более
разнообразным. Например, в средней группе дети уже могут озвучить небольшую сказку или сценку с помощью детских муз.инструментов или с использованием звучащих жестов. В старшей группе эти задания усложняются и становятся более разнообразными. Комплексное исполь-
зование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом,
приносит много радости и создаёт основу для творчества.
Звучащие жесты являются очень эффективным средством работы с детьми и
используются мной во всех возрастных группах .Для достижения поставленных целей использую в работе следующие методы:
·        Наглядно-слуховой
·        Практический
·        Объяснение
·        Наглядно-зрительный
ФОРМЫ НОД:
·        Занятия традиционные, тематические, комплексные, интегрированные
·        Музыкально-дидактические игры
·        Занятия кружка «Весёлые нотки» - обучение детей игре на ДМИ
·        Индивидуальная и самостоятельная деятельность
Приёмы используемые в работе:
·        Побуждение
·        Предложение
·        Совместный поиск
·        Наблюдение
·        Помощь
·        Метод активизации творческих проявлений
 Систематическое и постоянное использование всех этих методов и приёмов позволяет детям
·        преодолеть отставание в речевом развитии
·         способствует развитию творческих способностей.
  

Речевое музицирование



Речевые упражнения представляют собой очень эффективную, но, к сожалению, мало применяемую в нашей музыкально-педагогической практике форму творческой работы с детьми. Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу, и за 50 лет существования распространилась в педагогическом мире повсеместно. В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная и озвученная инструментами речь по сути является чудесной музыкой.
Речевое музицирование открывает- большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух ребенка развивается в тесной связи со слухом речевым. Из своего самого первого опыта дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним от- носятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, (фразировка, акцентуация, )форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступными для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста.
Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыка, «звучащие» жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания. Из небольшого текста в 4-6 строчек прямо на занятии  можно сделать развернутую композицию, сложность которой будет зависеть лишь от возможностей дайной группы детей.
Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклинки, присказки, имена, рифмы. Опора па истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям, должна быть особой заботой педагога. Важна для него и анонимность материала, позволяющая свободное обращение с ним. На мой взгляд, для речевого музицирования с дошкольниками вовсе негодятся изысканно-утонченные стихи, даже если они об игрушках, капельках или осенних листьях. Символический смысл таких стихов дет ям просто  не понятен, поэтому их использование, как правило, интересно более педагогу, чем детям.
Речевые упражнения очень важны для развития у детей чувства ритма, слуха. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого груда: прохлопывает ся, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато. Для детей особая легкость работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет  и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.
Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст является лучшей предпосылкой для плодотворного музицирования. При выборе текста следует- принимать во внимание как содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов-известно, с каким воодушевлением дети воспринимают- звуковую бессмыслицу. Тарабарские,'«чепуховые» рифмы (эне-бэне-раба, мисли-^асли-кум па-тел и, хоккери-доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Об этом, в частности, очень подробно писал К. Чуковский в книге «От двух до пяти», посвященной формированию и развитию детской речи. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М. Харлан: «Между речью и музыкой есть стадия лепema —ритмичес кой игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».
В орфовской педагогике идею артикуляционно-фонематических игр предложил более 40 лет назад В. Келлер, написавший на эту гему замечательную книгу[1].
Развивая эти идеи и реализуя их на практике,  были разработаны разнообразные модели, доступные детям разного возраста (описание моделей приведены в конце статьи). Речевое музицирование может представлять интерес для учащихся на протяжении многих лет, начиная с дошкольного возраста, если оно постепенно усложняется и развивается.
Работу с самыми маленькими можно начинать с модели «Весна»**, где выразительное чтение стихотворения сопровождается звучанием шумовых инструментов.
Инструментальное сопровождение речевых упражнении дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
Рассмотрим речевые пьесы «Зайчик»  и «Ора-ора» . Первая очень проста и выполняется всеми детьми младшей группы с первого раза по показу, вторая требует постепенной и последовательной работы, зато приносит при таком подходе огромную пользу.
Для старших дошкольников доступны и привлекательны так называемые цепные рифмы и песни, дающие возможность разворачивать длинные сюжеты. Детям будет интересно зашифровать какую-нибудь ритмоформулу в привычные слова и их цепочки: лимон-апельсин, банан-мандарин, лиса-петушок, козел-огород, звезда-небеса и т. д. Более сложный вариант получится из сочетания ритмоформул, заключенных в последовательности слов, например, «фруктовых» или «звездных»: «киви-апельсин-грейпфрут-лимон» , «летит метеорит, звездочка горит». Так в практике музицирования сложилась (а потом была записана) подобная речевая ритмическая игра «Тутти-фрутти рондо», в которой дети придумали столько вариантов сочетаний «фруктовых» слов, что их все далее не вспомнить.
 Предлагаю  модель «Тутти-фрутти рондо» (описание в конце статьи), в которой наши три варианта «фруктовых эпизодов» с легкостью будут дополнены придуманными вашими детьми. Я обычно прошу ребяТ назват ь четыре фрукта пли ягоды. А затем мы складываем эти слова во «фруктовые цепочки», чтобы приготовить из них салат. Рефрен данной речевой пьесы сопровождается четкими хлопками и шлепками — это само приготовление фруктового салата. Поливаем взбит ыми сливками, пробуем... «Вкусно!» —всегда стараюсь связать обучение с реальным жизненным опытом детей, опереться на их эмоции, желания, актуальный интерес к теме.
Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступны в исполнении даже дошкольникам, способствуя формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования. Приведем пример методики разучивания шуточной речевой пьесы с элементами канона и речевого двухголосна — «Ветер и эхо».
Преодогаю  детям сначала копировать мою  речь как эхо, затем постепенно к их декламации добавляю  звуковую имитацию ветра и слова, у вас получится своеобразное двухголосие. Развивайте игру как шуточный диалог с разными интонациями. Так, во второй части пьесы дети произносят слова с шуточно-грозной интонацией.
Данная речевая пьеса после разучивания может  идти как игра: дети врассыпную стоя т в зале с закрытыми глазами и «разговаривают » с педагогом, «ветер» двигается между ними и звучит в нужное время. В конце пьесы ребенок-«ветер» старается «запятнать» как можно больше детей.
Весь успех обучения заключается в умении правильно наблюдать за детьми и подхватывать энергию, идущую от них самих! Никакие наши  идеи, принесенные из дома, не сравнятся в эффективности с тем, что предложат сами дети на занятии.
Скажите детям, что они должны внимательно послушать и отгадать, какие фрукты «спрятались» в стихах, которые вы им прочтете. Продекламируйте медленно первую строфу. Пусть дети назовут все фрукты, которые они сумели расслышать.
Данная веселая речевая игра представлена здесь как рондо, где рефреном служат слова «Тут-ти-фрутти!» Она может вначале проводиться как соло педагога и тутти детей — так проще сразу всех включить в музицирование без долгого предварительного разучивания.
Для игры и движения можно использовать детские стульчики — каждый становится сзади него по кругу или полукругу. Возможные варианты движения:
•  1-е соло: шаги в круг с четким
поворотом и обратно.
Рефрен: присесть за стульчиком и встать, вскинув руки вверх
      Далее, на шестнадцатые и четверть вращать предплечьями перед собой, на третью долю — хлопки и щелчок на паузу.
      2-е соло: легкий поворот вправо, на паузы выставить ногу на каблук и Приставить обратно (можно сочетать со щелчками языком). То же влево. Один оборот вокруг себя.
      3-е соло: присесть и по стульчику ладонями или косточками кулачков играть ритм первого такта. Прыжок вверх с одновременным хлопком, раскинуть руки в стороны. Лучше, если движения приду
мают сами дети на занятиях. Не стремитесь испробовать сразу много вариантов, можно возвращаться в дальнейшем к понравившейся игре и расширять ее новыми фантазиями детей.
Расскажите детям, как лесное эхо тихо повторяет последние слова говорящего. Продекламируйте им считалку, исполняя партию второго голоса, подражая эху. Затем предложите детям поиграть с вами таким же образом. Несколько детей позднее, можно выделить в ансамбль щелкающих языком, а эхо украсить звучанием коробочки. Когда слова будут произноситься детьми легко, предложите им разделиться на три группы и исполнить считалку трехголосно (основная группа, «эхо» и аккомпаниаторы).
Текст считалки может быть ритмизован и по-другому. Здесь существуют варианты, которые следует поискать на занятии вместе с детьми, задав им вопрос: «Кто еще по-другому может сказать первую строчку?» Очень важно повторять хором все то, что предлагается детьми, т.к. это тренирует их внимание и способность мгновенно анализировать слухом.






















Комментариев нет:

Отправить комментарий