«Утренник без стресса». Консультация для воспитателей
«Утренник без стресса». Консультация для воспитателей
Утренник
без стресса
Подготовка и проведение детского утренника-дело
сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных
занятиях, считают утренник дополнительной
нагрузкой к своей «основной» работе, не
проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к
материалу, который на нём используется, стараются свести своё участие в утреннике к минимуму.
Воспитатель должен
готовиться к утреннику точно так же, как и
дети-только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они
сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много.
Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в
процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше). только на себе
можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при
пении, использования партий в оркестре.
Утренник-не только
долгожданный праздник, но и стресс для детей.
Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли
сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание
происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и
внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Задачи стоящих на утреннике перед
каждым ребёнком:
1.
Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения
в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно
интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2.
Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем
встать, что взять, куда положить и др.
3.
Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов,
мимики, интонации и др.
4.
Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул,
что делать во время выступления других детей; что делать, если обидели,
если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как
выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как,
наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5.
Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл
движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео-ужас!
Воспитатель должен не только
знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя
при проведении утренника
Музыкально-исполнительские: знать проблемные для
детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее
движение, танцах (перестроения, оркестр (неточный ритм у некоторых
детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать
собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную
партию в оркестре).
Организационные: уметь организовать
выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов,
вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию
на «сцене» при проведении каждого номера,
распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые: создать воображаемую
ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника-этому
способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями,
выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием
повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо
бытующих «встали», «прошли», «сели»)-это связано с тем, что дошкольники, особенно
младшие, не воспринимают указания в
прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со
взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем,
персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком-умение видеть проблемы
каждого ребёнка и уметь оказывать вовремя помощь, организация правильного
взаимодействия детей друг с другом со взрослыми, доброжелательное отношение к
каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника- стресс ещё и для
взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца
подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками
выступлений перед зрителем. Наша задача-избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению
утренника включает три этапа.
1-й
этап: «воспитатель как ребёнок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику).
Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же,
что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и
перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя-4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то). цель-понять изнутри
музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им
помощь на утреннике.
2-й
этап: «воспитатель как ведущий» (6-7-я неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет
детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т. е.
готовит себя и детей к проведению утренника.
Цель-понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-й
этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный
руководитель может дать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар
не надоел детям, работа больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику
проведения утренника, распределение
обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель-работа над решением
собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо
обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и
инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо
определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и
где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание,
заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных
проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса
как для детей, так и для воспитателей и,
конечно же, для музыкального руководителя.
В идеале утренник должен быть итогом
двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы-тогда
это станет подлинно «кровным» делом
каждого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий