пятница, 1 февраля 2019 г.

                                 

                        "БЕЛАЯ КНИГА ЗИМЫ" 

        интегрированное занятие для детей логопедической 

                         группы ДОУ № 293 "ИГРУШКА" 





Пособия и материалы:
Металлофоны, треугольник, хрустальные фужеры, мешочки с крахмалом,
бумажные снежинки ,белые конфетти, деревянные палочки, обёрнутые
фольгой, « Белая книга Зимы», синие листы бумаги и мука для рисования. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:  Музыкальный зал украшен белыми непрозрачными шарами,
белыми бумажными цветами, снежинками, макетами  укутанных снегом
деревьев и кустов. Звучит  музыкальный фрагмент сюиты Г. Свиридова «Метель», дети входят в зал, садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята! Вы обратили внимание
на то, как необычно выглядит сегодня наш музыкальный зал?...
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в белую сказку Зимы.
Звучит музыка  К. Дебюси «Снег танцует» 


Посмотрите – в руках у меня  «Белая книга Зимы». На первый взгляд страницы её пусты, на них ничего нет… Но это только на первый взгляд. Белый цвет один из самых интересных и загадочных. Послушайте стихотворение поэта И. Шевчука «Белый цвет».
РЕБЁНОК: Мне жалко бедный белый цвет,
                    Его как будто бы и нет.
                    Вот белый лист передо мной,
                    Всем сразу видно – лист пустой.
                    Но вдруг я вижу сквозь пургу –
                    Там лебедь мёрзнет на снегу,
                    Ещё я вижу там и тут -  цветы воздушные цветут. 
                    И белый парус снега, кораблик изо льда,
                    И Новый год приходит невидно, как всегда…
Музыкальный руководитель: А теперь, ребята,  повнимательнее рассмотрим страницы нашей белой книги…
( дети рассматривают белые листы, на которых заранее бледной белой гуашью лёгкими контурами нарисованы заснеженный домик, белая ёлка, снежные цветы, метель, облако, лебедь) Дети высказывают свои впечатления.
Музыкальный руководитель: Ребята, эту необычную книгу можно не только рассматривать глазами… её еще можно послушать. Закройте глаза и кажите –что вы слышите?...(звучит фонограмма зимней вьюги) Что это? Может быть это подул лёгкий летний ветерок? (Ответы детей)
Попробуйте подуть на свои ладошки так, чтобы ветер был сильным, а звук похож на звук метели.
Дети выполняют дыхательное упражнение
Музыкальный руководитель: Ме-тель шу-мит,
                                                            В тру-бе  гу-дит,
                                                            Очень страшно одному,
                                                            А метель всё «У-У-у» да «У-у-у!»
( дети ещё раз слушают фонограмму зимней вьюги, выполняют упражнение на дыхание)
Музыкальный руководитель: А теперь попробуем все вместе спеть песню
зимней вьюги. (глиссандируя голосом  на звуке «у» вместе с детьми изображаем завывание зимнего ветра) Обращаю внимание детей на эмоциональную окраску звука: страшно и неуютно становится от такого ветра.  
Ребята, а теперь мы прямо здесь, в нашем музыкальном зале устроим настоящую метель – «белую кутерьму».
Дети выполняют дыхательное упражнение «Метель»
(набирают в ладошки тонко нарезанную лёгкую белую бумагу, подбрасываю вверх и дуют так, чтобы «снежинки» порхали в воздухе)
Во время упражнения звучит музыкальный фрагмент  
«Снег за окном» С. Пркофьев 






Музыкальный руководитель: Как красиво порхали в воздухе наши снежинки. Давайте и мы попробуем танцевать так же легко и изящно.
Дети исполняют танец-импровизацию «СНЕЖИНКИ - БАЛЕРИНКИ»
(мелодия песни «Серебристые снежинки» муз. А. Варламова)
Музыкальный руководитель: Какой чудесный получился танец!  Всё вокруг укутал белый пушистый снег. Самое время выйти погулять, поиграть, слепить Снеговика.
1.Проводится речевая игра «Лепим мы Снеговика»   

автор В. Степанов

Раз - рука, два - рука -
Лепим мы снеговика!
Три - четыре, три - четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Девять - десять - снеговик
Через голову - кувырк!!!
Ну и цирк!

2. дети поют и инсценируют песню Е. Попляновой
«СНЕЖНЫЙ КОМ»
(все дети двигаются произвольно под музыку, вращая перед собой предплечья, изображая катящийся снежный ком. Обращаю внимание детей на то, что перед тем как  «упасть» нужно ускорить темп движений)
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, погуляли мы с вами по снежку, теперь можно посидеть дома, в тепле и посмотреть – как танцуют за окном снежинки…Но нашим снежинкам хочется танцевать под музыку. Давайте поможем им – придумаем музыку для их танца.
У нас есть музыкальные инструменты – металлофоны, треугольники - с ними вы уже хорошо знакомы. А вот эти мешочки – мой сюрприз для вас (показываю детям мешочки наполненные крахмалом) Послушайте – какой получается звук (ритмично сжимаю мешочки) На что он похож? (ответы детей)  А ещё в качестве музыкальных инструментов мы сегодня используем хрустальные фужеры…(легко ударяю деревянным молоточком по хрустальному фужеру) Какой нежный звук… Как вы думаете, ребята, на что он похож? (ответы детей)  
Ребята, вы можете выбрать музыкальный инструмент, звук которого вам больше понравился и мы попробуем играть все вместе.
Импровизируем и «омузыкаливаем» стихи:
Музыкальный руководитель:
Снежинки пуховые, весёлые, живые!      (дети импровизируют на 
Вы кружитесь, мерцаете,                                металлофоне, треугольнике)
В молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром!  
(музыкальный фрагмент из балета «Щелкунчик» П. Чайковский 




Музыкальный руководитель: Но когда Дед Мороз сердито стукнет своим волшебным посохом, снежинки из пушинок превратятся в тонкие звенящие льдинки…
Звучит музыкальный фрагмент Э. Ларссон «Пастораль»
Дети импровизируют на хрустальных фужерах


Музыкальный руководитель: Но вот мороз отступил… Можно выйти и погулять по чистому белому снежку…
Как на горке -  снег, снег,              (дети озвучивают стихи ритмично
И под горкой – снег, снег,              сжимая мешочки с крахмалом)
И на ёлке – снег, снег,
А под ёлкой спит медведь…
Тише, тише, не шуметь…              (дети выполняют диминуэндо, как будто
                                                               Тихонько удаляются от опасного места)
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось озвучивать стихи? 
                                                           (ответы детей)
А теперь давайте возьмём нашу Книгу и рассмотрим следующую страницу.
(на странице изображен морозный рисунок на окне)
Не рисовал ни я, ни ты – откуда ж на окне цветы?
РЕБЁНОК:  Пока я спал, пока он спал – их Дед Мороз нарисовал!
                     На окне старик Мороз льдинкой росписи нанёс!
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите – Дед Мороз подарил нам свои  карандаши – необычные, ледяные! (деревянные палочки обёрнутые серебристой фольгой) Давайте попробуем ими рисовать! 
                     

Дети выполняют упражнение «КАРАНДАШИ ДЕДА МОРОЗА»


(звучит музыка «Рондо» муз. С. Слонимского, дети стоят в кругу. На первую часть музыки легко бегут по кругу друг за другом, на вторую часть останавливаются лицом в круг, ритмично ударяют палочками, передавая ритмический рисунок мелодии, по команде педагога дети выкладывают на ковре «морозные узоры» из палочек)

Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие в белую, зимнюю сказку подходит к концу. Мы так много узнали сегодня о загадочном белом цвете, рассматривали и слушали белую книгу Зимы, создавали «музыку метели», рисовали ледяными карандашами Деда Мороза.
А сейчас я предлагаю вам оставить свою запись в волшебной книге Зимы.
(на столах приготовлены листы синей бумаги, дети опуская палец в муку выполняют рисунок на тему «Зимние узоры» ) 

                                                    



Когда дети заканчивают работу предлагаю каждому ребёнку рассказать – о чём он написал в книге зимы,  что нарисовал.


Использованные материалы:
Фрагменты занятий Т. Э. Тютюнниковой «Белый урок», «Карандаши Деда Мороза», «Где живёт белый цвет?»
Материалы из книги «Логоритмические занятия в ДОУ» М.Ю. Картушина




Г. Донецк 2019г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий