Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Ясли
– сад № 293 города Донецка»
«МУЗЫКА ВСЮДУ ЖИВЁТ»
конспект НОД для детей
старшего возраста
логопедической группы
составила:
Середа С.И.
музыкальный
руководитель
г.
Донецк 2017 г.
Цель:
Познакомить детей со
звуками, издаваемыми деревянными, металлическими, стеклянными предметами.
Развивать фантазию, воображение; развивать тембровый, ритмический и интонационный слух.
Побуждать детей к образным и свободным импровизациям с предметами из
дерева, металла, стекла.
Развить коммуникативные
способности детей средствами музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Развивать речь у детей в
процессе музыкальной деятельности:
подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению, развитие
координации речи с движением, активизация речи детей через разные виды
музыкальной деятельности.
2. Развивать свободное
общение с детьми: общительность, инициативность, самостоятельность, дружелюбие,
креативность.
3. Обучать детей
согласовывать с музыкой речь и движения.
4. Воспитывать желание
слушать классическую музыку, обучаться приёмам игры на детских музыкальных
инструментах.
Методы и приемы:
1. Метод умственного
поиска: вдумайся, вслушайся, выскажи.
2. Логопедические
упражнения: фонетическое, упражнения для языка, двигательное.
3. Метод вопросов, игровые
и воображаемые ситуации.
4. Использование
информационно – коммуникативных технологий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал. Проводится музыкальное приветствие
«Здравствуйте». Дети садятся на стульчики.
Муз.руководитель:
Ребята, у нас сегодня будет не совсем обычное
занятие. Но начнём мы
его как обычно – с
гимнастики
для нашего язычка.
*проводится артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»
*речевая игра «Часики»
М.Ю. Картушина
Муз.руководитель: Ну а теперь, ребята усаживайтесь
поудобнее, я
расскажу вам сказку….
Когда - то, давным –давно
в одной чудесной стране был город
Мастеров. В этом городе жили очень талантливые
мастера.
Сапожники шили прекрасные сапожки и туфельки, портные –
чудесные платья и костюмы, пекари пекли
вкусный ароматный хлеб
и сдобные булочки… Но
однажды, в городе появился Мастер, который
решил, что он будет делать музыкальные инструменты.
Задумался мастер – из чего же сделать музыкальный инструмент?
На глаза ему попались деревянные дощечки, и он попробовал
постучать по ним. Очень удивился мастер,
услышав какой
замечательный получился звук. Ребята, а вы
хотите услышать –
как могут звучать деревянные кубики, брусочки…
Давайте попробуем.
(несколько детей пробуют
извлечь звук из деревянных кубиков,
брусочков, деревянных
ложек, палочек)
Муз.руководитель: Что вы можете сказать, ребята – какой
получился
Звук?
Ребёнок: Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой.
Тёплый и
трескучий,
Тихий и
гремучий.
Муз.руководитель: Предлагаю вам, ребята, взять вот эти
деревянные
Палочки и поиграть
вместе со мной.
·
Проводится речевая игра
«Палочка - стукалочка»
·
Проводится игра
«Ритмическое эхо»
·
Проводится подвижная
игра «Рондо с палочками»
Т.Э.Тютюнникова
После упражнения дети
садятся на места
Муз.руководитель: Вот так, ребята,
появились деревянные музыкальные
Инструменты – ксилофон, деревянные ложки,
дудочки.
Но наш Мастер на этом не остановился.
Однажды он
Взял кусочек металла и тихонечко постучал
по нему…
(тихонько ударяет по металлическому треугольнику)
Какой же получился звук?
Ребёнок: У металла гулкий звук.
Не похож совсем на стук.
Он бывает и трубящий,
И призывный и звенящий.
Муз.руководитель: Предлагаю вам, ребята,
послушать - как звучат хорошо
известные вам металлические предметы…
·
Проводится
эксперементальное музицирование с бытовыми
предметами
(металлические ложки, крышки, монеты)
Муз.руководитель: Вот так из кусочков
металла появились музыкальные
инструменты.
(муз.руководитель показывает, дети называют инструмент)
·
Металлофон
·
Треугольник
·
Колокольчик
·
Медные духовые
инструменты (труба, тромбон, туба)
Металлические пластинки есть и в этом инструменте (показывает бубен)
Это…
ДЕТИ: Бубен!
Муз. Руководитель: Правильно, бубен.
Предлагаю всем мальчикам взять
бубны, а девочкам – колокольчики. Они
помогут
нам рассказать историю о
весёлом старичке маленького
роста…
·
Исполняется речевая
пьеса «Весёлый старичок»
·
Проводится игра на
различение регистров «Бубны и колокольчики»
Т.Э. Тютюнникова
Муз.руководитель: Ребята, а хотите узнать,
какое необычное происшествие
произошло однажды в доме доброго мастера из
нашей
сказки….. Однажды, возвратившись домой, он
услышал
как тихо беседуют… два стакана на
обеденном столе.
(на центр зала выходят дети с хрустальными фужерами)
Ребёнок 1.: Два стакана до обеда
Меж собой вели
беседу:
Голосок наш лёгкий,
звонкий,
Ледяной и очень
колкий.
Ребёнок 2: Он прозрачный и летящий,
Хрупкий, тоненький,
звенящий.
Муз.руководитель: Услышав этот разговор,
Мастер подумал: «Какие
Нежные ,переливающиеся голосочки. Хочется
слушать и слушать…Как будто слушаешь
нежную,
волшебную сказку.»
Ребята, давайте и мы послушаем …
·
Музицирование на хрустальных фужерах «Вальс – шутка»
муз. Шостаковича.
Муз.руководитель :Хрустальные звуки - королевские особы среди
стеклянных звуков. Что бы получить звук
похожий на
звон хрусталя Мастер создал инструмент в
котором
деревянные
молоточки ударяли по стальным пластиночкам.
Звук у этого
инструмента получился очень нежный, наверное
поэтому его назвали Челеста, что в
переводе означает
«Небесная».
Звучание этого инструмента так понравилось
русскому
композитору П.И. Чайковскому, что он использовал
его в музыке к
сказке «Щелкунчик». Сейчас мы послушаем
фрагмент из этой музыкальной сказки, который
называется
«Танец Феи Драже».
·
Слушание музыки П.И.
Чайковский «Танец Феи Драже»,
·
Беседа о содержании
музыки, её характере, средствах
музыкальной
выразительности.
Музыкальный руководитель: Что же получается, ребята? Музыка живёт
повсюду. Она прячется в деревянных брусочках, в кусочках металла, даже
в обычном стеклянном стакане. Нужно только
проявить немного фантазии
и музыка зазвучит.
Сегодня,
ребята, мы познакомились только с некоторыми музыкальными инструментами. На
следующем занятии я обязательно
расскажу вам – какие чудесные музыкальные
инструменты сделал добрый
Мастер
и вы обязательно услышите их голоса.
А
сейчас я предлагаю вам взять в руки инструменты, с которыми мы познакомились
сегодня и сыграть всем вместе. У нас получится весёлый…
ДЕТИ: ОРКЕСТР!
·
Игра на детских
музыкальных инструментах
Муз. Ю Силиверстовой «Оркестр»
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Деревянные кубики, брусочки, палочки, ложки, дудочки, ксилофон.
2. Металлический треугольник, колокольчики, бубны, металлофон.
3. Стеклянные фужеры, деревянные молоточки.
4. Портреты композиторов П. Чайковского, Д. Шостаковича.
5. Картинки с изображением музыкальных инструментов
(труба, тромбон, туба, челеста)
6.Записи музыкальных пьес «Вальс
–шутка» Д. Шостаковича
«Танец Феи Драже» П. Чайковского.
«Оркестр» Ю. Силиверстова.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Конспекты логоритмических
занятий с детьми 5-6 лет»
М.Ю. Картушина.
2. «Музыка. Речь. Движение»
Т.Э. Тютюнникова.
3. «Деревянные истории», «Металлическая фантазия»,
«Стеклянное королевство»
Т.Э. Тютюнникова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий